Тукдам (тиб.) - это медитативное состояние ума

Evg Evg 29 Сентября

Тукдам (тиб.) — это медитативное состояние ума, которое реализованный практикующий способен поддерживать даже после смерти. Это состояние говорит о высокой стабильности в медитации, и его очень просто заметить любому человеку. Это случалось со многими мастерами прошлого и настоящего. Характерной особенностью тукдама является то, что после смерти тело не разлагается, не издаёт трупный запах, не остывает полностью, а кожа не теряет своего прижизненного цвета. До тех пор пока умерший мастер способен оставаться в этом медитативном состоянии, его тело сохраняет медитативную позу, приятный запах и выглядит так, будто он просто заснул.

Тукдам может длиться разное время, но обычно его продолжительность соответствует стабильности в медитации, достигнутой йогином при жизни. Тукдам бывает двух типов -высший тип случается, когда мастер достиг реализации светоносной пробуждённости, и во время смерти, когда наступает переживание ясного света основы, он просто осознаёт это состояние и объединяет с ним свой ум. Это называется «слиянием ясного света матери и сына». Данное переживание может длиться как несколько часов, так и несколько дней, что во многом зависит от степени реализации и желания самого мастера. Продолжительность этого тукдама не так важна, потому что просветление в данном состоянии наступает в течение нескольких мгновений, а остальное, как говорится, дело техники. Цок-ньи Ринпоче говорил мне, что, для того чтобы достичь просветления на этапе переживания ясного света смерти, достаточно поддержать осознавание природы своего ума столько времени, сколько требуется для семи взмахов руки. Но для того чтобы удержать свой ум в осознавании после смерти хотя бы такое время, необходимо обрести в нём определённую стабильность ещё при жизни. Если такое осознавание отсутствует, то нет никаких шансов получить его после смерти.

Второй тип тукдама является результатом большой стабильности в медитации успокоения ума, известной под названием шаматха. В этом случае умерший практикующий также способен находиться в медитативном состоянии после смерти, сохраняя в своём теле признаки жизни. Но этот вид тукдама отличается от предыдущего, так как практикующий не имеет контроля над своим состоянием и продолжительностью тукдама, который может длиться сто лет и более. В данном случае ум впадает в состояние, сходное с летаргией, благодаря тому, что практикующий постоянно блокировал его в спокойном состоянии безмыслия, стремясь достичь полной консервации мысленной активности. Такой вид тукдама характерен для практикующих базисные методы медитации и с точки зрения высших путей буддизма ваджраяны считается духовной западнёй. Тем не менее в базисных путях буддизма такой феномен считают чудом, а достигших его практикующих возносят как святых. Тулку Ургьен Ринпоче рассказывал, что в тибетских пещерах нередко находили таких практикующих, которые оставались в этом летаргическом состоянии по пятьсот-шестьсот лет. В странах Южной Азии можно до сих пор увидеть мумии таких архатов, которые вошли в это состояние ещё во времена Будды Шакья-муни более двух тысяч лет назад и до сих пор не покинули его. Более того, с точки зрения ваджраяны такой вид тукдама не является просветлением, и «застрявший» в нём практикующий рискует попасть в бесформенное состояние сансары, если его не извлекут из тукдама.

Если прошло не так много лет, то ум такого практикующего можно вывести из этого летаргического состояния при помощи метода, описанного в тантрах под названием «Оживление риши». Для этого в его желудок закачивают тёплую жидкость, растирают его тело особым составом и какое-то время тихо шепчут в ухо, что пора просыпаться. Если даже и удалось оживить такого практикующего, он не сможет прожить долго и умирает в течение короткого времени, так как все органы его тела полностью атрофированы.

Тукдам нередко случается и с современными мастерами. Когда мой учитель Тулку Ургьен Ринпоче ушёл в нирвану, его тело оставалось в тукдаме около суток. Когда умер мой другой учитель, лама Пуце Ринпоче, в 1998 году, он оставался в тукдаме тринадцать дней. Его тело находилось в комнате в монастыре Чокьи Ньима Ринпоче, и за это время сотни людей, включая западных врачей, имели возможность осмотреть и даже прикоснуться к нему. Все его суставы были такими же гибкими, как у живого человека, кожа не утратила свой прижизненный цвет, и тело сохраняло обычный запах. Когда тело ламы Пуце Ринпоче кремировали, по непонятным причинам верхняя часть его туловища долго не сгорала, несмотря на то что уже сгорела и деревянная коробка, в которую было помещено тело, и вся его нижняя часть. Елядя на уход таких мастеров, можно уверенно судить об их высокой реализации.

Смерти вопреки: Антология секретных учений о смерти и умирании в традиции Дзогчен тибетского буддизма

Закрыт