Дхарма — это образ жизни

Evg Evg 10 Августа

Большинство из нас эмоционально нестабильны, у нас то хорошее настроение, то плохое. Когда у нас всё в порядке, мы прикидываемся очень религиозными, но когда дела идут плохо, то нам становится не до этого. Это говорит о том, что у нас отсутствует внутренняя убеждённость, а наше понимание Дхармы очень ограниченно и неустойчиво.

Часто говорят:

Я уже много лет занимаюсь практикой Дхармы, а все мои проблемы никуда не делись. Сомневаюсь, что в буддизме есть какой–то толк.

Хочу спросить таких людей:

А вы научились однонаправленному сосредоточению? Вы достигли Умения видеть суть вещей? Вот в чём загвоздка.

Если ответить на это: «Ну да, конечно, я понимаю, о чём вы… Но ведь я молюсь каждый день, и вообще я такой хороший!» — этого будет недостаточно. Дхарма — это образ жизни. Это не такая вещь, которую можно съесть на завтрак, или только раз в неделю по воскресеньям, или которая находится в храме. Если в храме вы прекрасно контролируете себя и свои мысли, а выйдя оттуда, становитесь агрессивным и неуправляемым, то это значит, что в вашем понимании Дхармы нет ни стабильности, ни прочности.

Вас устраивает, в каком состоянии сейчас пребывает ваш ум? Думаю, что нет. Вот поэтому нам и нужна медитация, нужна Дхарма. Мирские богатства не приносят счастья; разве можно жить в постоянной зависимости от преходящих вещей?

Когда мы бежали из Тибета, нам пришлось расстаться с нашей прекрасной природой и привычным образом жизни. Если бы мой ум зацепился за уверенность в том, что я могу быть счастлив только у себя на родине, я бы никогда не смог быть счастлив в Индии. Я бы думал:

Здесь нет гор со снежными вершинами. Как я могу быть счастлив?

Главная проблема — в ментальном подходе; все физические проблемы вторичны. Поэтому избегайте цепляния за материальные объекты, а вместо этого старайтесь обрести стабильное понимание абсолютной природы ума.

— Лама Еше

1 Ответ

  1. Evg Evg 10 Августа (ред.)

    Есть множество причин почему человек делает то или другое. Так и практика, у него может не быть причин заниматься. И даже если он будет заниматься, видимых результатов сразу не будет. Тенденции слишком глубоки.

    Я раньше жил рядом с церковью и видел, как люди выходят из неё. И что они делают в автобусе, например. Я знаю, как человек пытается медитировать, но банально с сигаретами и алкоголем разобраться не может. Какая практика?

    Практика это очень сложно. )