Статья

Стихи Миларепы (1 часть)

Рерих. Миларепа

Н.К. Рерих. Миларепа Услышавший. 1924

Я столько медитировал на любовь и сочувствие,

Что забыл различия между мной и другими.

Я столько удерживал ум в его естественном состоянии,

Что забыл иллюзии и неведение.

Я столько медитировал

На неотделимость этой жизни от следующей,

Что забыл страх рождения и смерти.


Учитель, словами надутый, безумец дебатов,

Упрямой болтушке подобен, в речах неуёмен,

В постель ложится в важной позе аристократа,

В походке монголу, с конём что сроднился, подобен.

Да, много ошибок тогда и различных препятствий.

Вообще, у существ в Трёх Мирах очень много ошибок.

Ошибки обычных людей производят желания,

«Хочу — не хочу» в их делах — основное влияние.

Шраваки и Пратьекабудды всегда ошибаются,

Когда лишь в Нирване от мира укрыться пытаются.

У Геше учёных ошибка заметна всегда,

По форме заметно, что главный кумир их — еда.

Монахов ошибка — хорошими быть так стараются,

Что даже ребёнку понятно: они — притворяются.

У йогов ошибка порой — показное безумие,

Однако не мудрость оно, а скорей скудоумие.

Кто славится как медитатор — и тот ошибается,

Когда пустота ему чёрной дырой представляется.

Есть много ошибок различных, продуктов незнания.

В моей передаче содержится Дакинь дыхание,

Ошибки приписывать ей — это происки демонов.

Шива О, рядом с репой великим такие метания,

Ошибок наличия в практике все подозрения -

От сущностной медитации лишь отвлечение.


Гремит в округе гром, но звук его пустой,

Красива радуга, но в скорости исчезнет,

Мирская жизнь — приятная, но это просто сон,

А удовольствия ведут к болезням.

Составленное из частей мы видим как реальность,

Но быстро сказка эта распадётся,

Повсюду лишь непостоянства танец,

Вчера исчезнувшее больше не вернется.

В прошлом году общался кто-то с нами,

А в этом — умер, больше он не рядом,

Друзья порой становятся врагами,

Полезная для тела пищу — ядом.

Кого мы добротой поддерживать пытались,

Всегда ли нам бывают благодарны?

И к нам всегда обратно возвращались

Плоды содеянной своей недоброй кармы.

Когда есть сто голов, из них важней какая?

Если порезать палец — он из десяти болит?

Из всей своей родни себя мы лучше знаем,

Пора стать независимым: за дверью смерть стоит.


Великие учителя, провозглашающие Дхарму речью,

Великие учителя, масштабу знаний нет предела,

Где будет ваше красноречие однажды,

Когда дойдёт действительно до дела?

Сознание и тело расстаются, разлучаются,

Снежинки слов в пространстве растворяются,

И света Дхармакайи испугаются Великие учителя?

На смертном ложе вдруг окажется, Что тексты изучали зря?

И мрак невежества окутает Ясного Света проявления…

Светила медитации шаматхи, пребывания в покое,

Особенные, яркие переживания в шаматхе

За випашьяну благостно вы принимаете,

При этом легковерно забываете,

Что проникающего видения медитация

Во время смерти ясно проявляется.

Там ваше величие и проверяется…


Драгоценное Ключевое наставление Устной Передачи

Неизбежно приводит к состоянию Будды,

Но только твердая решимость позволяет следовать ему.

А есть ли она у таких искателей удовольствий, как ты?


Как можно понять истину вне слов,

Если болтать и рассуждать,

не имея собственного опыта?


Пока не обрёл плод практики, делиться с другими особенно нечем, запомни!


Если не создадите внутренних источников счастья,

Внешние станут причиной страданий.


Вы просите о Дхарме — но доверие

К Учению не так легко создать.

Чтобы Святую Дхарму применять,

Все преимущества мирского стиля жизни

Считать нужно нелепостью, ошибкой.

Когда же трудности различные приходят,

Старайтесь видеть в них друзей для Просветления.

Когда я сам встречаю неприятности,

«Спасибо» говорю помехам праздности.

Такое понимание и вам развить желаю.


Сансара — это тюрьма. Уяснив это, поймите, что все существа, блуждающие в ней, — это наши собственные родители, которые с безначальных времён давали нам жизнь. С любовью и сочувствием развивайте в уме настрой на достижение совершенного просветления ради того, чтобы все они освободились из сансары.


Люди в наше время не заботятся о накоплении заслуги и часто не видят чьих-либо внутренних достоинств, но обращают внимание, однако, на внешние, даже незначительные, недостатки.


Щедрость, осмысленное поведение и терпение суть способы накопить заслугу, а сосредоточение и мудрость позволяют развить высшее знание. Радостное усилие продвигает вперёд все пять.

© Миларепа (1052—1135)

Закрыт