Обучение в буддизме, кто может?

Evg Evg 1 Апреля 2023 (ред)

В руки попала книга с наставлениями по ретриру (буддизм).

Одиночный ретрит, пещера

Ретри́т, — английское слово, вошедшее в русский язык как международное обозначение времяпрепровождения, посвящённого духовной практике.

В Википедии данное определение расписывается дальше:

Ретриты бывают уединённые и коллективные; на коллективных чаще всего проводится обучение практике медитации.

В наставления, говорится не про коллективные. Там идет разговор, про строгие ретриты, он них толку больше. Это действительно так. Но меня заинтересовал подход, кто может вообще обучать буддизму. Он мелькает во всех наставлениях, от разных авторов.

Доп. маленькая оговорка. Буддизм разный, есть разные школы и т.д. И тут идет разговор про линию Канью и Дзогчен.

Давайте посмотрим отрывки:

Практик, следующий примеру мастеров прошлого, не будет учить вообще, пока не достигнет стабильности в пробуждённости осознавания. Даже если его попросят об этом до того момента, он откажется давать учения. Большая опасность состоит в прекращении йогического образа жизни до тех пор, пока не завершён Путь.

Шакья Шри, мастер дзогчен (1853−1913), утверждал, что начинать преподавать дзогчен следует только после достижения третьего видения дзогчен, именуемого «достижением кульминации осознавания».

Когда достигнута стабильность в осознавании, это и есть полное просветление, и невообразимые качества мудрости, любящей доброты и просветлённых активностей возникнут спонтанно и одновременно с этим. Не спешите преподавать до тех пор, пока не достигнете этого уровня. Не берите в пример современных учителей!

Или

Истинный мастер ваджраяны вначале освободит свой собственный ум и достигнет просветления, прежде чем начинать учить других.

И т.д. Там сотни подобного, в каждом тексте. Не надо учить других, если сами ни фига не можем!

А сейчас, кто учит? Да, все! Даже не монахи, практики. Переводчики учат, интересующиеся и т.д. Понимаете в чем дело, на Я.Дзене люди даже пишут тексты и учат. Кто делает это возможно думает, что благое дело совершает. Но сдается мне, рановато это и очень вредно, как для ума учащего, так и для тех, кто случает.

Вот я вчера одного послушал, на Ютубе запись. У него нет опыта, он только переводчиком был, переводил других, начитанный. В его словах нет силы. Серьезно! Послушает кто-то его и скажет:

да ну нафиг мне подобное, такая это фигня…

Т.е. кто учит заложит отпечаток в уме другого, который отвернет его от Учения. И виновен будет такой вот учитель. Своей «убедительностью», «силой» заложит, точнее отсутствием её. Он сам ничего не достиг, куда он пошел, кого учит?

Это ведь не шутки. Не надо вредить себе и людям!

Опубликовано в Блог Evg

1 Ответ

  1. German German 1 Апреля 2023 (ред.)

    Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь. (цитата из книги «Евгений Онегин»). Профессионализм во всех отраслях падает.