Стихи Миларепы (1 часть)
Н.К. Рерих. Миларепа Услышавший. 1924
Я столько медитировал на любовь и сочувствие,
Что забыл различия между мной и другими.
Я столько удерживал ум в его естественном состоянии,
Что забыл иллюзии и неведение.
Я столько медитировал
На неотделимость этой жизни от следующей,
Что забыл страх рождения и смерти.
Учитель, словами надутый, безумец дебатов,
Упрямой болтушке подобен, в речах неуёмен,
В постель ложится в важной позе аристократа,
В походке монголу, с конём что сроднился, подобен.
Да, много ошибок тогда и различных препятствий.
Вообще, у существ в Трёх Мирах очень много ошибок.
Ошибки обычных людей производят желания,
«Хочу — не хочу» в их делах — основное влияние.
Шраваки и Пратьекабудды всегда ошибаются,
Когда лишь в Нирване от мира укрыться пытаются.
У Геше учёных ошибка заметна всегда,
По форме заметно, что главный кумир их — еда.
Монахов ошибка — хорошими быть так стараются,
Что даже ребёнку понятно: они — притворяются.
У йогов ошибка порой — показное безумие,
Однако не мудрость оно, а скорей скудоумие.
Кто славится как медитатор — и тот ошибается,
Когда пустота ему чёрной дырой представляется.
Есть много ошибок различных, продуктов незнания.
В моей передаче содержится Дакинь дыхание,
Ошибки приписывать ей — это происки демонов.
Шива О, рядом с репой великим такие метания,
Ошибок наличия в практике все подозрения -
От сущностной медитации лишь отвлечение.
Гремит в округе гром, но звук его пустой,
Красива радуга, но в скорости исчезнет,
Мирская жизнь — приятная, но это просто сон,
А удовольствия ведут к болезням.
Составленное из частей мы видим как реальность,
Но быстро сказка эта распадётся,
Повсюду лишь непостоянства танец,
Вчера исчезнувшее больше не вернется.
В прошлом году общался кто-то с нами,
А в этом — умер, больше он не рядом,
Друзья порой становятся врагами,
Полезная для тела пищу — ядом.
Кого мы добротой поддерживать пытались,
Всегда ли нам бывают благодарны?
И к нам всегда обратно возвращались
Плоды содеянной своей недоброй кармы.
Когда есть сто голов, из них важней какая?
Если порезать палец — он из десяти болит?
Из всей своей родни себя мы лучше знаем,
Пора стать независимым: за дверью смерть стоит.
Великие учителя, провозглашающие Дхарму речью,
Великие учителя, масштабу знаний нет предела,
Где будет ваше красноречие однажды,
Когда дойдёт действительно до дела?
Сознание и тело расстаются, разлучаются,
Снежинки слов в пространстве растворяются,
И света Дхармакайи испугаются Великие учителя?
На смертном ложе вдруг окажется, Что тексты изучали зря?
И мрак невежества окутает Ясного Света проявления…
Светила медитации шаматхи, пребывания в покое,
Особенные, яркие переживания в шаматхе
За випашьяну благостно вы принимаете,
При этом легковерно забываете,
Что проникающего видения медитация
Во время смерти ясно проявляется.
Там ваше величие и проверяется…
Драгоценное Ключевое наставление Устной Передачи
Неизбежно приводит к состоянию Будды,
Но только твердая решимость позволяет следовать ему.
А есть ли она у таких искателей удовольствий, как ты?
Как можно понять истину вне слов,
Если болтать и рассуждать,
не имея собственного опыта?
Пока не обрёл плод практики, делиться с другими особенно нечем, запомни!
Если не создадите внутренних источников счастья,
Внешние станут причиной страданий.
Вы просите о Дхарме — но доверие
К Учению не так легко создать.
Чтобы Святую Дхарму применять,
Все преимущества мирского стиля жизни
Считать нужно нелепостью, ошибкой.
Когда же трудности различные приходят,
Старайтесь видеть в них друзей для Просветления.
Когда я сам встречаю неприятности,
«Спасибо» говорю помехам праздности.
Такое понимание и вам развить желаю.
Сансара — это тюрьма. Уяснив это, поймите, что все существа, блуждающие в ней, — это наши собственные родители, которые с безначальных времён давали нам жизнь. С любовью и сочувствием развивайте в уме настрой на достижение совершенного просветления ради того, чтобы все они освободились из сансары.
Люди в наше время не заботятся о накоплении заслуги и часто не видят чьих-либо внутренних достоинств, но обращают внимание, однако, на внешние, даже незначительные, недостатки.
Щедрость, осмысленное поведение и терпение суть способы накопить заслугу, а сосредоточение и мудрость позволяют развить высшее знание. Радостное усилие продвигает вперёд все пять.
© Миларепа (1052—1135)