Важность «надежды и оптимизма» (эксперимент с крысами)
В 1950-х годах профессор университета Курт Рихтер (Curt Richter) провел ужасный эксперимент с крысами, чтобы проверить, как долго они могут держать на воде.
Сначала Рихтер взял десяток крыс, поместил их в банки, наполовину наполненные водой, и наблюдал, как они тонут. Стеклянная банка была очень большой, поэтому мышь не могла за нее зацепиться и выпрыгнуть.
В среднем, крысы сдавались и тонули приблизительно через 15 минут.
Затем Рихтер снова экспериментирует, но с изюминкой.
Прямо перед тем, как они сдавались из-за истощения, исследователи доставали их, сушили, давали им отдохнуть в течение нескольких минут — и возвращали их обратно для второго раунда.
Во второй попытке — как вы думаете, как долго они выдержат?
Помните — они просто плыли до отказа всего несколько минут назад…
Как ты думаешь, как долго?
Еще 20 минут?
15 минут?
1 минута?
Нет!
Более 60 часов (в среднем)!
Это не ошибка.
Верно! Более 60 часов плавания.
Результаты Рихтера показали, что удаление или «спасение» крыс непосредственно перед утоплением позволило тем же крысам плавать примерно в 240 раз дольше, когда их в следующий раз поместили в ведро.
Была мышь, которая плавала 81 час!
Был сделан вывод, что, поскольку крысы ВЕРИЛИ, что они в конечном итоге будут спасены, они могут пытаться дальше того, что они ранее считали невозможным.
Эта история часто встречается в позитивной психологии как знак важности «надежды и оптимизма».
Очевидно, что большинство людей могут «делать» больше, когда находят поддержку… и «останавливаться», когда им не хватает признательности.
Источник: Drowning Rats Psychology Experiment
Я всегда считал этот эксперимент крайне жестоким. Чтобы дать крысе надежду, затем наблюдайте, как она плавает, плавает и плавает буквально несколько дней, прежде чем она умрет.
Неужели ему действительно нужно было позволить крысам умереть? После того, как они плавали, скажем, 10 часов, это определенно доказало, что ученый прав.
В 1950-х годах от ученых не требовалось демонстрировать этичность своих методов в такой степени, как сейчас. Тогда ученые делали и не такое, увы (а сегодня, в закрытых лабораториях).